Методическая разработка «Преодоление сценического волнения у учащихся детской музыкальной школы».
Целью работы является повышение профессионального уровня учащихся через овладения методами преодоления сценического волнения.
В задачи моей разработки входит:
1. Развитие музыкально-творческих способностей ребёнка через воспитание концертно-исполнительских навыков.
2. Снятие эмоционального напряжения и повышение стрессоустойчивости не только до и во время эстрадных выступлений, но и в обыденной жизни посредством овладения определенными приёмами психофизической помощи.
3. Воспитание умения анализировать своё физическое и психическое самочувствие до, во время и после публичных выступлений.
У многих теоретиков музыкально-исполнительского искусства есть интересные моменты, связанные с вопросом преодоления сценического волнения, но наиболее развёрнуто и открыто к этой теме подходит Г.М. Коган. Интересны очерки Г.М. Цыпина, анализирующего природу эстрадобоязни и пути решения этой проблемы. «Вопрос о том, как готовиться к публичному выступлению интересует многих педагогов и учащихся. Дать общий рецепт очень трудно, учитывая разнообразие характеров, дарований и жизненных обстоятельств учеников» пишет Нейгауз.
Удачное выступление складывается:
- Из уверенного знания концертной программы;
- Умения самому себе помочь овладеть приемами психологической помощи;
- Поддержки педагога, родителей.
Эту схему можно дополнять на усмотрение преподавателя. Главное, дать понять и показать, что «всё в твоих руках и всё создаёшь ты сам».
Если говорить о причинах волнения, мне хотелось бы остановиться на трудах Когана, цитаты из которых мы обсуждаем с учениками:
- «Корень волнения – неотступные мысли о себе»;
- «Если ты панически волнуешься за себя – значит, ты недостаточно взволнован той пьесой, которую играешь»;
- «Сосредоточенность на том, что нужно сделать, на задачах, на исполняемом произведении – вернейшее средство забыть о себе».
1. Поэтапность в достижении оптимального концертного состояния необходима для особо тревожных, нервничающих детей. Наиболее простой педагогической задачей является создание для учащегося благоприятных условий на репетициях и на сцене во время выступления.
Цель этих действий - дать возможность ученику почувствовать себя на сцене «свободно», помочь ему адаптироваться, развить навыки хорошего самочувствия на сцене.
Если выступление получилось неудачным, задача преподавателя найти какой-нибудь положительный момент, повысить самооценку учащегося. Если выступление удачное, то постараться его запомнить и перед выступлением вспоминать, погружаться в чувства удачи и успеха.
2. Прием «Перенос значимости выступления на окружающих людей». То, что лучше апеллировать во время выступления не ко всей аудитории, а к какому-то одному, «своему» слушателю - иногда реальному, а иногда придуманному подчеркивали многие мастера сцены.
Цель этого приёма – раскрыть значимость усилий выступающего для окружающих его людей.
3. Приём «Три круга внимания Станиславского». К. Станиславский разделил пространство внимания на три круга: малый, средний и большой. Задача этого упражнения научиться удерживать своё внимание в каждом из кругов. Первый - в этом пространстве существуют только музыка, исполнитель и инструмент. Второй круг - исполнитель, концертмейстер, педагог, всё, что находиться на сцене. Третий круг - весь зрительный зал. Задача репетиций в данном случае - фиксировать ощущения в каждом круге, тренировать внимание в каждом из них.
4. Один из самых распространенных приемов психологической подготовки - это всем известное «обыгрывание» концертной программы, делать это нужно как можно чаще, чтобы «трудное стало привычным, привычное – легким, а легкое приятным».
5. К этому приему примыкает прием - игра перед воображаемой аудиторией, цель этого приема проверить степень внимания сценического волнения на качество исполнения.
6. Следующий прием – «ролевая подготовка», смысл этого приёма заключается в том, что исполнитель, чрезмерно волнующийся перед концертным выступлением начинает играть роль человека уверенного в себе, этот прием называется терапией при помощи образа.
7. Следующий приём психологической подготовки - «Здесь и сейчас». Задача этого приёма - полное погружение в произведение с установкой на то, чтобы ни одна посторонняя мысль во время игры не посетила исполнителя. Такое погружение происходит при следующих упражнениях:
- Пропевание без поддержки инструмента;
- Пропевание вместе с инструментом;
- Пропевание про себя;
- Пропевание вместе с мысленным проигрыванием.
В этом упражнении, рекомендованном Петрушиным, слуховые двигательные и мышечные ощущения, мысленные представления начинают работать в единстве.
Одна из задач упражнения - терпеливое проигрывание произведения от начала до конца с полным контролем каждого звука.
8. Освоение некоторых психофизических приемов, вполне доступных детям любого возраста, так же может помочь в овладении оптимальным концертным состоянием:
- Нормализация дыхания;
- Мышечная релаксация;
- Словесно-образные внушения.
Задача преподавателя - помочь ребёнку овладеть этими приемами, научить его контролировать своё состояние и уметь помочь себе в трудной ситуации.
Один из приемов самовнушения «предсонное самовнушение» смысл приема заключается в том, что при расслабленных мышцах и спокойном ровном дыхании мысленно проигрывать ситуацию публичного выступления, во всех деталях представить обстановку, настроить себя на верный успех.
9. Приём «Выявление потенциальных ошибок». Для обнаружения возможных ошибок В.Петрушин предлагает несколько приемов:
- Завязать глаза и в медленном темпе сыграть произведение. Проследить, чтобы нигде не возникло мышечных зажимов и дыхание оставалось ровным.
- Игра с помехами и отвлекающими факторами (включить телевизор).
- Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого головокружения и начать играть в полную силу.
- Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний и при учащении пульса начинать игру.
Выявленные ошибки устраняются при проигрывании программы в медленном темпе.
Психологи советуют для формирования большей целеустремленности и тщательной подготовки к выступлениям выражать письменно свои мысли.
Вопросы для самоотчета перед выступлением В.А. Петрушина:
- Что вы чувствовали, думали и делали накануне вашего удачного выступления и перед самым выходом на сцену?
- Умеете ли вы целенаправленно создавать у себя оптимальное концертное состояние (ОКС) ?
- С помощью каких приемов вы этого достигаете?
- Кто из других людей помогает вам достичь ОКС?
- Как часто удается вам выступать в ОКС?
- За сколько времени до начала выступления вы чувствуете наступление ОКС?
- Является ли ваше ОКС устойчивым? От чего зависит?
- Возможно, наилучшее ОКС вы испытывали не на эстраде, но играя в классе, либо в кругу друзей? Опишите это состояние.
- Если вы редко испытывали ОКС или не испытывали его вовсе, помечайте, каким это состояние могло быть?
На выступлениях учащихся своего класса преподаватель должен отличаться спокойствием, ровностью и твёрдостью, его поведение не должно выдавать внутреннего напряжения, ему следует вселять бодрость, энтузиазм в сердца своих учеников, для них быть своеобразным психотерапевтом.
Преподавателю следует постоянно держать в поле внимания сильно волнующихся. Продумать для них облегченную программу выступлений: выступать в дуэте, в каком - либо ансамбле, поручать маленькое соло, просить переворачивать страницы, старших – вести концерт.
«Вообще, выступая, надо верить в себя, в своё исполнение – иначе играть нельзя. Во время работы будьте суровы к себе, ищите и добивайтесь лучшего. Но когда подготовка закончена, дата концерта назначена, играющий должен проникнуться убеждением, что его исполнение превосходно, не требует и не допускает никаких изменений и улучшений. А после концерта отбросьте иллюзии и возьмитесь вновь за придирчивейшую работу над всем, что покажется вам неудовлетворительным в вашем исполнении» - Коган Г.М. «У врат мастерства».
Список используемой литературы:
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство Л., 1998г.
- Готсдинер А.Л. Подготовка учащихся к концертным выступлениям (к вопросу об эстрадном волнении) М., 1991г.
- Григорьев В. Некоторые черты педагогической системы Д.Ф. Ойстраха. М., 1991г.
- Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1969г.
- Леви В.Л. Искусство быть собой. М., 1991г.
- Леви В.Л. Нестандартный ребёнок. М., 1995г.
- Леви В.Л. Приручение страха. М., 2002г.
- Петрушин В.А. Музыкальная психология. М. 1997г.
- Петрушин В.А. Артистизм – это тренировка. М. 1971г.
- Струве Б.А. Первые концертные выступления детей и их методика. М., 1952г.
- Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство. С-Петербург, 2001г.
- Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. М., 1998г.
Автор методической разработки
заведующая струнно-смычковым отделением
МАОУ ДОД «ДМШ № 8» Ракитина Т.Н.